Развитие личности школьника как субъекта познавательной деятельности в процессе обучения истории на основе интерактивного подхода

Авторы

  • Светлана Нечаева

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования исторического мышления в условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности российского общества. Показана связь между формированием исторического мышления и субъектно-личностным потенциалом обучающегося.
Целью данной статьи является раскрытие возможностей развития личности обучающегося как субъекта познавательной деятельности в процессе обучения истории на
основе принципов интерактивного подхода в основной школе. Дается сравнительная
характеристика критериев и структуры субъектности личности. На основе анализа
различных научных подходов (субъектно-деятельностного, системно-субъектного,
субъектно-бытийного и др.) выделены атрибутивные свойства субъекта: осознанная
активность, понимание человеком окружающего мира, саморегуляция, самоорганизация, свобода выбора, творчество, познание своей индивидуальности, субъект-субъектное взаимодействие. Обосновывается необходимость создания образовательной
среды, стимулирующей развитие субъектности личности. Ведущими принципами
организации такой образовательной среды выступают принцип персонализации, вызова, сотрудничества и фокусирования на сильных сторонах личности учащегося.
Показано, что одним из подходов в обучении, где ярко проявляется ориентация на
развитие личности учащегося как субъекта познавательной деятельности и реализуются вышеобозначенные принципы, является интерактивный подход. Критерии
субъектности соотнесены с принципами интерактивного подхода в обучении. Приведены из практики преподавания конкретные примеры реализации принципов интерактивного подхода в обучении на уроках истории с применением интерактивных
познавательных задач. Акцентируется внимание на том, что интерактивные познавательные задачи позволяют учителю организовать познавательную деятельность
в единстве ее элементов – методических, мотивационных, операционных и рефлексивно-оценочных в ходе развития личности обучающихся как субъекта этой деятельности. В заключении делаются выводы о возможностях интерактивного обучения,
которые позволяют актуализировать и отражать субъектную позицию современного
обучающегося, развивать многоаспектную субъектность личности и формировать
историческое мышление, которое является наиболее существенной составляющей
гражданской идентичности населения Российской Федерации в соответствии с запросами современности.

Загрузки

Опубликован

2025-01-21

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология и психодиагностика ЦОС