Особенности жизнеспособности студентов в условиях буллинга

Авторы

  • Валерия Капустина
  • Анастасия Гофман

Аннотация

Современная образовательная среда наполнена вызовами и сложностями, включая академические, социальные и эмоциональные аспекты. В связи с этим
рассматривается важность изучения жизнеспособности студента в современном обществе как фактора, позволяющего эффективно справляться с новой обстановкой,
отсутствием опыта самостоятельной организации учебного процесса и социальными изменениями. Целью работы является изучение особенностей жизнеспособности
студентов в условиях буллинга. Проанализирована проблема буллинга как одна из
наиболее актуальных в студенческой среде, рассмотрены проблемы возникновения
и последствий буллинга для личности студента. Приведены результаты пилотажного
исследования специфики жизнеспособности студентов, занимающих различные роли
в буллинге. Для проведения исследования были использованы следующие методики:
«Опросник риска буллинга» (авторы: А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецова, Е. М. Бианки,
П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов); «Методика
на выявление буллинг-структуры» (автор Е. Г. Норкина); «Жизнеспособность взрослого человека» (автор А. В. Махнач); «Тест диагностики застенчивости» (авторы:
А. Б. Белоусова, И. М. Юсупов); «ИТО» (Индивидуально-типологический опросник
Л. Н. Собчик). Обработка эмпирических данных проводилась с использованием частотного анализа и непараметрического критерия сравнения двух независимых групп
U-критерия Манна-Уитни.
По итогам исследования выявлено, что интегральный показатель уровня жизнеспособности, а также уровень ее отдельных компонентов, таких, как настойчивость
и духовность, в группах защитников и наблюдателей у студентов 18–19 лет в ситуации буллинга достоверно выше, чем в группе жертв. Обнаружено, что содержательные характеристики специфики жизнеспособности у студентов в ситуации буллинга
различаются в зависимости от занимаемой роли. Респонденты, занимающие роль защитников и наблюдателей в ситуации буллинга, по сравнению с жертвами, обладают
более позитивной самооценкой и стремлением к нормальному самоутверждению, характеризуются обращенностью личности в мир реальных явлений, обладают более высоким уровнем упорства, живучести и самодисциплины, стремлением найти в вере
опору. Полученные результаты позволяют наметить возможные пути дальнейшего
изучения особенностей жизнеспособности у студентов в ситуации буллинга, а также определяют направления работы по укреплению устойчивости личности студента
для профилактики явлений буллинга в условиях высшей школы.

Загрузки

Опубликован

2025-01-21

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология и психодиагностика ЦОС