Агрессивность и стремление к поиску новых ощущений в молодежной среде
Аннотация
Цель статьи – выявление связи между проявлениями агрессивности и поиском новых ощущений в молодежной среде. Поиск новых ощущений – это
многоаспектное явление, объединяющее стремление к риску, новизне, интенсивным
сенсорным стимулам и нарушению социальных норм. Он тесно связан с рисковым
поведением, которое в условиях эмоционального напряжения может приводить
к агрессивным действиям. Поисковая активность может служить связующим элементом между потребностью в новизне и агрессией. Проведен анализ взаимосвязи
между стремлением к новизне и агрессивностью в контексте личностных и социальных факторов.
Создана репрезентативная выборка, включающая 120 участников в возрасте от
18 до 35 лет, которая была структурирована на две подгруппы: молодежная группа (18–25 лет) – 60 участников, преимущественно студенты или молодые специалисты на этапе активного профессионального и личностного становления, и взрослая
группа (26–35 лет) – 60 участников, представители различных профессиональных
сфер с опытом социальной и трудовой адаптации. Применялись следующие методы:
опросник агрессивности Басса-Перри; методика Цукермана «Склонность к поиску
новых ощущений»; тест Айзенка (EPQ); методика Ротенберга «Поисковая активность». Статистический анализ проведен с применением многофакторного, корреляционного, однофакторного дисперсионного (ANOVA) и кластерного анализа.
Выявлены значимые корреляции между агрессивностью и стремлением к новизне, высокие корреляции между физической агрессией и стремлением к острым ощущениям. Показано влияние возрастных, личностных и темпераментальных факторов
на уровень агрессии и стремление к новизне, а также на различия в формах проявления агрессивности. Особое внимание уделено характеристикам темперамента, таким,
как нейротизм и экстраверсия, которые могут влиять на стремление к новизне и проявления агрессивного поведения. Показана роль поисковой активности как медиатора
в отношениях между стремлением к новизне и агрессивным поведением. Выделены
подходы к профилактике агрессивного поведения, направленные на развитие навыков саморегуляции, снижение уровня нейротизма и тревожности, обучение конструктивным стратегиям адаптации.