Проблема развития индивидуальности в современной социокультурной ситуации
Аннотация
Аннотация. Целью статьи является обозначение проблемы развития и воспитания индивидуальности в современной социокультурной ситуации. Рассмотрены различные подходы к пониманию индивидуальности в отечественной психологии. Показано, что интерес к индивидуальности исторически обусловлен тем, что согласно
христианской антропологии, идеи которой имели значительный авторитет в России
XIX – начала XX в., именно индивидуальность являет собой «духовную сердцевину человека», именно одухотворенная душа является бессмертной в вечности, поэтому исследованию и воспитанию индивидуальности придавалось особое значение
в русской религиозной психологии. Показано также, что интерес к проблеме индивидуальности был представлен также в естественнонаучном крыле отечественной
психологии, связанной с именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского,
А. Ф. Лазурского и др.
Показано, что традиции исследования индивидуальности сохранялись в XX в.
в школах Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина и их последователей (Э. А. Голубева, М. К. Кабардов и др.). Согласно представлениям этих исследователей о структуре индивидуальности, именно она выступает как основа понимания человека в контексте ее связей с такими его сторонами, как субъект, индивид, личность, универсум.
Сформулированы проблемы развития и воспитания индивидуальности в современной социокультурной ситуации, обусловленные цифровизацией, изменением системы ценностей, историческим кризисом детства, недостаточным вниманием к осуществлению школьного воспитания на протяжении длительного времени. Приведены
данные исследования, согласно которым у современных молодых людей происходит
унификация индивидуальности, снижение социальной чувствительности, прагматизация ценностей.
Показано, что необходима специальная работа, направленная на воспитание индивидуальности с учетом современной социокультурной ситуации, основанная на
принципах духовно-нравственного диалога, «глубинного» общения, использования
опыта известных педагогов, включая разработку специальных программ подготовки
школьных педагогов и студентов педвузов.