Особенности эмоциональных качеств личности юношей и девушек с разными индивидуальными профилями асимметрии

Авторы

  • Камолиддин Кадыров

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей эмоциональных качеств личности юношей и девушек с разными индивидуальными
профилями асимметрии. Актуализирована значимость исследования особенностей
эмоциональных качеств личности юношей и девушек с разными индивидуальными
профилями асимметрии, т. к. для каждого человека характерны индивидуальные варианты сочетаний латеральных признаков, образующих индивидуальные профили
латеральности, которые определяют индивидуальные особенности эмоциональных
качеств личности. Отмечено, что довольно часто большинство педагогов, психологов
образовательных учреждений в своей работе не учитывают особенности индивидуального профиля функциональной асимметрии учащихся и студентов, по которым
можно понять особенности протекания ряда психических процессов, а также и эмоциональные качества личности. Исследование особенностей эмоциональных качеств
юношей и девушек с разными индивидуальными профилями асимметрии является
достаточно трудоемкой задачей, поскольку сложная система автономных процессов
межполушарного взаимодействия затрудняет понимание ряда закономерностей, объясняющих проявление эмоциональных качеств личности. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которую составили 94 респондента, из них
60 – учащиеся 3 курса академического лицея при Туринском политехническом университете и 34 студента Национального университета Узбекистана. В целом, выборку
составили 33 девушки и 61 юноша. С целью определения индивидуального профиля
асимметрии и эмоциональных качеств личности был применен следующий методический инструментарий: авторская методика выявления индивидуального профиля
функциональной асимметрии, самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. П. Ильин), методика «ТиД» (Ю. Л. Ханин), «Диагностика состояния стресса»
(А. О. Прохоров), методика изучения эмоциональной напряженности и «Самооценка
эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
В результате сравнительного анализа установлено, что девушки с преобладанием
правой руки (левого полушария) переживают больше негативные эмоции, тогда как
при доминировании левой руки (правого полушария) повышается уровень регуляции
в стрессовых ситуациях; у девушек с ведущей правой ногой отмечаются более высокие уровни депрессивности и интенсивности эмоций, тогда как преобладание левой
ноги связано с проявлением таких эмоциональных качеств как энергичность, приподнятость, чувство уверенности в себе; у юношей при преобладании правого уха отмечаются повышенные показатели длительности эмоций, а при преобладании левого уха чаще всего наблюдается состояние душевного покоя, смирения и умиротворенности; у девушек преобладание левого глаза связано с проявлением отрицательного
влияния эмоций на психику, тогда как у юношей преобладание правого глаза связано
с чувством уверенности в себе.

Загрузки

Опубликован

2024-10-25

Выпуск

Раздел

Возрастная психология