Генезис патриотического воспитания молодежи в нормативных документах и практиках начала XXI в.
Аннотация
Тема патриотизма занимает особое место в духовно-политической
жизни общества, получая все более глубокое и многогранное понимание в процессе общественно-исторического развития. В настоящее время в условиях обострения
геополитической ситуации патриотизм является важнейшим условием укрепления
основ консолидации общества и обеспечения безопасности государства, что актуализировало вопросы патриотического воспитания. В данной статье в аспекте заявленной темы исследования дается определение термина патриотизм, рассматривается
история законодательного и организационного обеспечения государственной политики патриотического воспитания, необходимость приоритетного выделения молодежи
(школьников старших классов, студентов и учащихся) как особой целевой социальнодемографической группы населения для формирования государственной молодежной
политики в целях сохранения преемственности поколений. Проведенный анализ разработанных и реализованных государственных программ 2001–2005 гг., 2006–2010 гг.,
2011–2015 гг., 2016–2020 гг., мероприятий на основе этих программ позволил сделать
вывод о том, что для решения поставленных задач патриотического воспитания молодежи были привлечены силы федеральных органов власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ, что дало возможность заложить фундамент как в структурном,
так и содержательном планах. В статье отмечается, что специальная военная операция на Украине (СВО) доказала актуальность заявленной темы исследования и определила необходимость проведения эмпирического исследования. В качестве цели
и задач исследования были поставлены: отношение и понимание современными студентами, находящихся вне зоны проведения военных действий, понятия патриотизм;
оценка уровня самоидентификации в условиях СВО. Исследование проходило методом онлайн анкетирования студентов (г. Новосибирск) в два этапа (2022–2024 гг.).
В данной статье приводятся сравнительные данные первого и второго этапов. Полученные результаты свидетельствуют о значительном числе студентов с флуктуирующей патриотической самоидентичностью, ограниченной лишь эмоционально-чувственным компонентом патриотизма. Итоги эмпирического исследования
(2022–2024 гг.) подтверждают положение о том, что патриотизм характеризует степень социализации личности, духовно-нравственным основанием которой является
национально-культурная идентификация.