Особенности проявления механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в подростковом возрасте

Авторы

  • Татьяна Белашина
  • Елизавета Капитонова

Аннотация

В статье исследуется проблема особенностей проявления стратегий
совладания и защитных механизмов психики на примере выборки лиц подросткового
возраста. Показано, что данный вопрос приобретает особую значимость в ситуации
переживания пубертатного кризиса, являющегося крайне важным и, в то же время
нестабильным периодом развития и становления личности. Серьезные физиологические и психологические изменения, обусловленные процессом полового созревания, сопровождаются высоким уровнем психоэмоционального напряжения и, как
следствие, повышением тревоги, агрессии и усилением внутреннего конфликта, что
приводит к актуализации систем психологической защиты и формированию разнообразных копинг-механизмов, позволяющих снизить уровень напряжения и восстановить утраченный баланс. Цель статьи – исследования особенностей проявления
механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в подростковом возрасте.
Методы. Эмпирическое исследование было проведено на выборке, которую составили 120 обучающихся подросткового возраста, из них 30 мальчиков и 30 девочек
в возрасте 13–14 лет, а также 30 мальчиков и 30 девочек в возрасте 16–17 лет, которые
были дифференцированы на следующие эмпирические группы: ЭГ-1 (N = 30) – мальчики младшего подросткового возраста; ЭГ-2 (N = 30) – девочки младшего подросткового возраста; ЭГ-3 (N = 30) – мальчики старшего подросткового возраста; ЭГ-4
(N = 30) – девочки старшего подросткового возраста. Результаты проведенного
сравнительного анализа показали, что испытуемые ЭГ-1 (мальчики младшего подросткового возраста) в большей степени склонны к использованию таких защит, как
«проекция» и «реактивное образование». Девочки младшего подросткового возраста
(ЭГ-2) более склонны к сознательному реагированию в широком спектре ситуаций по
типу «планирование», «оценивание результатов» и «избегание проблем». Мальчики
старшего подросткового возраста (ЭГ-3) склонны проявлять реакции по типу «замещение/перенос», «реактивное образование» и «дистанцирование». Девочки старшего подросткового возраста (ЭГ-4) отличаются проявлением защитных механизмов
«регрессия», «ипохондрия», «альтруизм», «предвосхищение», копинг-механизмами
«оценивание результатов» и «разрешение проблем», также обладают более высоким
«общим уровнем саморегуляции».

Загрузки

Опубликован

2024-10-23

Выпуск

Раздел

Проблемы и вопросы возрастной психологии