Направленность личности и самоотношение у подростков с позитивным и негативным образом тела
Аннотация
Целью исследования является выявление связи между образом тела,
самоотношением и направленностью личности у подростков. Показана актуальность
исследования для понимания проблем современных подростков, социализация которых осуществляется не только в семье, в общении со сверстниками, но и под влиянием
сетевых взаимодействий. Теоретическая основа исследования опирается на концепцию образа тела, согласно которой восприятие и оценка индивидом своего физического тела тесно связана с самоотношением, системой оценок, установок и чувств,
направленных на себя; с направленностью личности как устойчивой основой мотивационных тенденций, выражающих доминирующие потребности и ценности личности.
В исследовании, проведенном на выборке из 70 подростков 13–14 лет, изучались взаимосвязи между образом тела, самоотношением и направленностью личности. В исследовании применялись следующие методики: «Опросник самоотношения (ОСО)»
В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, «Шкала удовлетворенности внешностью (ШУСТ)»
О. А. Скугаревского, «Опросник образа собственного тела (ООСТ)» О. А. Скугаревского, «Ориентировочная анкета» Б. Басса в адаптации Н. Н. Обозова. Посредством
выявления уровня удовлетворенности образом собственного тела выделены группы
подростков (удовлетворенных и неудовлетворенных своей телесностью). На этой
основе осуществлен анализ различий в выраженности параметров направленности
и самоотношения личности и структуры их взаимосвязей в выделенных группах. Результаты исследования показали, что позитивное отношение к своему телу связано
с более высокими показателями компонентов самоотношения и направленностью на
взаимодействие; негативное отношение к своему телу связано в основном с более
низкими параметрами самоотношения, внутренней конфликтностью и направленностью на решение задач. В группах, различающихся по характеру отношения к образу
тела, выявлены также различия в структуре взаимосвязей исследуемых параметров.
Полученные данные свидетельствуют о включенности образа тела в образ Я. Они
могут быть использованы для планирования более эффективной психологической помощи детям подросткового возраста