Мотивация достижения и стиль саморегуляции поведения студентов педагогического университета

Авторы

  • Ирина Викторовна Григоричева

Ключевые слова:

студенты, мотивация достижения успеха, потребность в дости- жении цели, саморегуляция, стили саморегуляции поведения, педагогическая дея- тельность, психологическое сопровождение студентов вуза

Аннотация

В статье представлены результаты исследования мотивации дости-
жения и саморегуляции у студентов педагогического университета. Цель исследова-
ния состоит в выявлении взаимосвязи между показателями мотивации достижения
и особенностями саморегуляции. Мотивация достижения успеха рассматривается
с точки зрения ее вклада в успешность и востребованность будущего профессионала,
подчеркивается необходимость исследования данного феномена в связи с такой осо-
бенностью личности как саморегуляция. Описаны полюса мотивации достижения,
их представленность в жизни человека. Показана специфика психологического со-
провождения студентов с мотивацией избегания неудач. Отмечается, что саморегу-
ляция выступает условием успешности деятельности и отмечается ее необходимость
в работе педагога. Эмпирическое исследование осуществлено на выборке из 100 сту-
дентов педагогического вуза, использовались методики «Тест мотивации достижения
(А. Мехрабиан)», «Потребность в достижении цели (Ю. М. Орлов)», «Стиль само-
регуляции поведения (В. И. Моросанова)». Выявлено, что лишь у меньшей части
студентов (44 %) доминирует мотивация достижения, показано также, что у многих
обучающихся недостаточно сформированы различные стороны саморегуляции. Об-
работка данных посредством корреляционного анализа показала, что есть прямая
положительная связь между шкалами мотивации достижения («Мотивация дости-
жения», «Потребность в достижении цели») и стилями саморегуляции поведения.
Делается вывод о сопряженности мотивации достижения и способности к регуляции
своих действий и поведения, осознанию и оцениванию условий осуществления дея-
тельности и гибкости в отношении изменения своих действий при смене ситуации.
Заключение. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о необходимо-
сти организации специальной работы в контексте психологического сопровождения
образовательного процесса в университете, направленной на развитие у студентов
мотивации достижения и тех компонентов стилевых характеристик саморегуляции,
которые тесно связаны с ней.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология и психодиагностика ЦОС