Психолого- педагогические аспекты взаимодействия специалистов с родителями детей с РАС в процессе коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова:
семья, сопровождение, расстройство аутистического спектра, со- трудничество, эмоционально-смысловой подход, коррекционно-развивающая работа.Аннотация
В статье представлен опыт сотрудничества педагогов с родителями
при организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в рамках
эмоционально-смыслового подхода. Отмечено, что эффективность коррекционно-
развивающей работы с ребенком строится на основе личностно-эмоционального кон-
такта ребенка и значимого взрослого и во многом зависит от степени включенности
родителей. Авторы указывают, что одним из эффективных способов организации
взаимодействия специалистов с родителями является эмоционально-смысловой под-
ход, в процессе которого специалистами решаются задачи, направленные на форми-
рование механизмов эмоциональной адаптации к окружающему миру через развитие
эмоциональной привязанности в диаде «педагог-ребенок», «мать-ребенок». В работе
представлен опыт организации коррекционно-развивающей работы по сопровожде-
нию детей раннего и дошкольного возраста с РАС и их родителей (законных пред-
ставителей) реализуемый на базе государственного бюджетного учреждения Ново-
сибирской области – Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования». Показано, что
весь период проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми можно раз-
делить на первичный, основной и завершающий этапы с обязательным включением
членов семьи в работу на каждом этапе сопровождения. На первичном этапе специ-
алистами также проводится сбор сведений об особенностях развития ребенка, фор-
мулируется психолого-педагогическая гипотеза о его ресурсах и зоне ближайшего
развития. Основной этап включает реализацию цели и задач коррекционно-развива-
ющей работы на совместных занятиях с участием родителей; повышение коррекци-
онного потенциала семьи и подготовку ребенка к посещению дошкольной образова-
тельной организации. Завершающий этап включает итоговое занятие для родителей
и консультацию-беседу с последующей выдачей рекомендаций.