Развитие индивидуальности через творческие подражания в литературном образовании младших школьников
Ключевые слова:
индивидуальность, субъект, развитие индивидуальности, детское творчество, программа «Дети-читатели», творческие подражания, методика работы по созданию подражаний, критерии построения текста подражаний, литературное развитие.Аннотация
В статье описаны теоретические основания необходимости развития детской индивидуальности в современной социокультурной ситуации, представлено понимание авторами категорий индивидуальности и субъектности, детского творчества, возможности развития индивидуальности в контексте концепции «школы понимания» (Ю. Л. Троицкий, Ю. В. Шатин, В. И. Тюпа, Н. В. Максимова, Т. С. Троицкая, З. П. Горьковская и др.), в основе которой лежит коммуникативная педагогика, ориентированная на диалоге как основе учебного процесса. Цель статьи – описание возможности использования творческих подражаний как формы литературного образования младших школьников для развития индивидуальности и системы этой работы. Методы работы. Для развития индивидуальности через творческие подражания младших школьников использовалась программа литературного чтения «Дети-читатели» Т. С. Троицкой и О. Е. Петуховой. На основе анализа детских творческих работ обоснована возрастная целесообразность этого вида деятельности, описана система работы с детьми разного возраста, представлен опыт работы по созданию обучающимися «Зимородка» творческих подражаний, описаны конкретные методики работы с младшими школьниками в течение четырех лет. Представлена система развития детских подражаний в программе литературного образования: от простых вписываний слов, строк к созданию целых текстов (разных по объему) в стиле читаемого автора, фольклорного жанра. Показаны критерии построения текста подражания. Приведены примеры детских творческих работ, характерных для каждого возраста и этапа работы с детьми. Представлена сложившаяся методика занятий по созданию детьми творческих подражаний. На основе анализа детских работ раскрыт образовательный потенциал этого вида деятельности – создания детьми творческих подражаний. Показаны аспекты развития индивидуальности.