Актуальные проблемы социокультурного роста и профессиональной подготовки подростков в современном Узбекистане..
Ключевые слова:
социокультурное развитие, социальное развитие, социализация личности, социальная среда, подростки, ценности и традиции, профориентация мо- лодежи, этнопсихология.Аннотация
В статье представлен анализ направления социокультурной деятель-
ности в школьном и семейном воспитании в современном Узбекистане. Целью статьи
является представление некоторых результатов исследования социопсихологическо-
го и этнопсихологического направления в духовно-нравственном становлении лич-
ности подростков, что позволит повысить уровень понимания действий, поступков,
традиций и эмоционального настроя российского и узбекского этносов. В исследова-
нии приняли участие 250 респондентов в возрасте 12–15 лет, выборку исследования
составили узбеки, таджики, киргизы, русские, татары. Раскрыты и описаны тради-
ционные для узбекской культуры формы социокультурного и социального развития,
профессиональной подготовки детей, воспитания у них уважения к труду. Выводы
и рекомендации ученых двух стран помогут психологам и педагогам в совершенство-
вании методики социокультурного развития в процессе практической деятельности.
Выявлены некоторые актуальные проблемы в решении этого важного вопроса, такие
как недостаточный уровень знаний родителей о психологических особенностях под-
ростков, недостаточное внимание школы к проблеме социокультурного воспитания.
Автор статьи обращает внимание на необходимость психологического осмысления
социальной готовности подростков к общению в социальной группе в процессе вы-
бора и изучения азов профессии. В контексте традиций трудового воспитания у узбе-
ков подчеркивается важность выбора на роль наставника психологически устойчивой
личности, имеющей положительную мотивацию формирования у детей социокуль-
турных ценностей. В статье дан анализ психологического воздействия на формирова-
ние мироощущения у подростков традиций, обычаев, ритуалов, хадисов, о которых
должны знать дети подросткового возраста. Показано, что социокультурное разви-
тие – это механизм, охватывающий представления детей о поведении в обществе, об
отношениях в той или иной деятельности, о духовных ценностях. Автор дает целый
ряд выводов – рекомендаций по изучению психологии подростков в процессе фор-
мирования у них мировоззрения и готовности к выбору профессии. Акцент делается
на профессиональную, психологическую подготовку подростков и выявление роли
в этой работе родителей и учителей.