Проблема духовно-нравственного развития индивидуальности и субъектности в подростковом возрасте
Ключевые слова:
индивидуальность, субъектность, духовно-нравственное развитие, жизнь, человек, воскресная школа, воспитанникиАннотация
В статье показано, что изменение геополитических моделей миро-
устройства, сложность социокультурной ситуации в России порождает очевидный
запрос на патриотизм, традиционные ценности и духовность. Представляется, что
подростковый возраст нуждается в духовно-нравственном попечении. Целью статьи
является раскрытие проблемы духовно-нравственного развития индивидуальности
и субъектности в подростковом возрасте посредством внедрения авторских про-
грамм: «Крылатые фразы из Библии» и «Русская поэзия начала – середины XIX в.
и Православие» в воскресной школе храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и ма-
тери их Софии села Березовка Первомайского района Алтайского края. В теорети-
ческой части заявленная проблема обосновывается в парадигме идей протоиерея
В. В. Зеньковского, Б. С. Братуся, М. М. Дунаева, Н. А. Барской, С. Н. Финченко и др.
Подчеркивается, что в христианской антропологии в истоке индивидуальности так
же, как и личности лежит духовная основа, но отмечается, что индивидуальность по-
рой имеет негативную коннотацию, преодоление же отрицательных ее характеристик
возможно посредством сознательного преодоления своей греховности и следования
за Спасителем. Исходя из святоотеческого толкования, утверждается, что индивиду-
альные дарования раскрываются при условии их употребления ради блага других во
славу Божию. Субъектность также истолковывается в тесной связи человека и Бога,
а ее формирование связывается с духовным ростом. Обосновывается причина вы-
шеуказанной попытки. Показано краткое описание урока по первой дисциплине,
в рамках второй дисциплины представлены некоторые аспекты жизни и творчества
А. С. Пушкина, сделан акцент на величии его духовного подвига как христианина.
Описываются качественные изменения, которые произошли у воспитанников вос-
кресной школы в процессе изучения новых предметов. В заключении утверждается,
что внедрение авторских программ в учебный план воскресной школы храма свв. мцц.
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Березовка представляет собой новый
подход к решению заявленной проблемы сквозь призму Священного Писания посред-
ством диалога, бесед, проживания вымышленных и реальных жизненных ситуаций.