К вопросу об эмоциональном интеллекте и условиях его развития в дошкольном возрасте
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, эмоции, дети дошкольного возраста, социальная адаптация.Аннотация
Анализируя работы отечественных и зарубежных исследователей, ав-
торы подчеркивают, что подавляющее большинство исследований эмоционального
интеллекта посвящено его изучению у взрослого человека. В литературе детально
описана специфика этого феномена, раскрыто его содержание и значение для вы-
страивания гармоничных отношений человека с самим собой и окружающим миром.
Обеспечивая возможность понимания своих собственных эмоций и эмоций окружа-
ющих, эмоциональный интеллект лежит в основе регуляции человеком своего пове-
дения и определяет характер его межличностных отношений. Принимая во внимание
тот факт, что многие параметры эмоциональной сферы, определяющие благополу-
чие-неблагополучие личностного развития человека и его успешность, закладывают-
ся в детском возрасте, авторы актуализируют необходимость развития эмоциональ-
ного интеллекта начиная с ранних этапов развития. Возрастание в детской популяции
негативных тенденций, характеризующих специфику эмоционального развития со-
временных дошкольников, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность,
гневливость, конфликтность и прочие приводят авторов к выводу о недостаточном
внимании и/или неготовности значимых для ребенка взрослых (воспитателей, ро-
дителей) создавать необходимые условия для развития эмоционального интеллекта
дошкольников. Нивелировать эти затруднения возможно через устранение дефици-
тарности знаний воспитателей и родителей в области эмоционального развития до-
школьников и тиражируя успешные практики формирования эмоционального интел-
лекта