Понимание условности речи детьми как показатель успешности их развития
Ключевые слова:
взаимодействие, диалектический подход, конкретность мышления, смысл, сознание, условность речи, переносный смысл.Аннотация
Статья посвящена обсуждению понимания условности речи детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также ее роли в их дальнейшем развитии. Можно сказать, что понимание условности, переносного смысла как бы расширяет границы познаваемого мира, делая его более тонким и глубоким. Развитие понимания условности речи очень важно, как для ребенка, так и для взрослого человека. Однако развитие этой способности и ее формирование особенно важно в детском возрасте, поскольку она способна принести свои плоды, оказывая им помощь в освоении окружающего мира, раскрывая и уточняя его особенности, а также делая более глубоким его содержание. Условность речи является одним из основных отличий русского языка от языка других культур. Понимание условности, переносного смысла необходимо для проникновения в суть сказанного и прочитанного, начиная с метафор, пословиц и басен, и заканчивая Библией и художественными произведениями. Более того, понимание условности речи лежит в основе юмора, который играет большое значение в развитии отношений между людьми разного возраста. Так, например, юмористическое отношение субъекта к складывающимся обстоятельствам способно кардинально изменить имеющиеся у него и у других людей отношения к ситуации, и, соответственно, изменив сложившуюся ситуацию, как бы вывернув ее наоборот. Предлагаемые рассуждения основаны на полученных нами ранее данных экспериментального исследования, в котором были выявлены особенности понимания условности речи детьми младшего школьного возраста, и ее связь с уровнем их общего психического развития. Самые развитые и успешно занимающиеся в школе дети значительно лучше понимают условность речи, чем дети с низким уровнем общего психического развития. И, наоборот, низкий уровень развития понимания условности речи свидетельствует о низком уровне психического развития детей, об отсталости в развитии учащихся. В статье также приводятся размышления о возможных причинах обнаруженной закономерности, анализируются особенности психики детей, полученные путем экспериментального обследования. На основании приведенных размышлений делаются выводы о возможных путях развития этой особенности и путях ее формирования в детском возрасте.